ОСАГО без страха

Россиян освободили от добровольного страхового рабства. Клиенты банков и страховых компаний могут вздохнуть с облегчением. С 1 июня они получили право (один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения) возвращать потраченные на добровольную страховку деньги. Чаще всего она навязывается при оформлении потребительских кредитов и при покупке полисов ОСАГО. «Лента. Ру» ответила на главные вопросы, касающиеся «добровольно-принудительного» страхования. Что произошло? С 1 июня в силу вступает указание Банка России от 20 ноября 2015 года по минимальным требованиям к предоставлению добровольной страховки. Документ распространяется на страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, страхование наземного транспорта (кроме железнодорожного), имущественное страхование, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также на страхование финансовых рисков. Речь идет именно о добровольном страховании. Указание Банка России избавляет потребителя от одной из самых больших проблем при общении с банками или страховыми компаниями — от навязывания ненужных услуг. Что меняет решение ЦБ? Указание регулятора обязывает страховые компании прописывать в договорах условие о возврате денег клиенту (Клиент (от лат. cliens, множ. clientes) — в Древнем Риме свободный гражданин, отдавшийся под покровительство патрона и находящийся от него в зависимости), если он решил отказаться от добровольной страховки. Вы получите все потраченные средства, если обратитесь к страховщику с соответствующим заявлением в течение пяти рабочих дней (так называемый период охлаждения) с момента подписания договора. Единственное исключение: деньги не вернут при наступлении страхового случая в период этих пяти дней. Если с клиент попал в аварию и повредил машину, защищенную добровольной страховкой. Если договор («соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации)) уже действует, от него тоже можно отказаться. Но страховая компания имеет право удержать часть средств. Их объем пропорционален количеству дней, прошедших с момента подписания договора. Возврат денег проводится в течение 10 рабочих дней. «Необходимость введения «периода охлаждения» связана со сложившейся на страховом рынке негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг», — говорил в декабре 2015 года директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук. Новые правила позволят потребителям отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без прохождения специальной административной или судебной процедуры. «Давным давно существует статья 16 закона «О защите прав потребителей». Пункт второй запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ или услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ или услуг). Формально российские потребители (гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не) услуг, в том числе финансовых, и раньше имели возможность отказаться от навязываемой им страховки или иной услуги (результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна)», — указывает управляющий партнер юридической фирмы «Лосев и партнеры» Вячеслав Лосев. Банки и страховые компании, часто пользовались тем, что потребители не знают своих прав. Во многих регионах России в прошлом году нельзя было получить полис ОСАГО, не оформив в нагрузку дополнительной «добровольной» страховки. Фото: Валерий Матыцин / ТАСС. Клиент всегда мог отказаться от дополнительных услуг. Но в итоге банк отказывал ему в кредите. Потребитель мог пожаловаться в Роспотребнадзор и Банк России. «В результате банк был бы вынужден заключить договор кредитования без какой-либо страховки (Страховка (альпинизм) — снаряжение и система мероприятий для предотвращения несчастных случаев во время восхождения Страховка (скалолазание) — система мероприятий для предотвращения несчастных), сил и нервов на отстаивание своих прав у потребителя ушло бы очень много», — комментирует Вячеслав Лосев. Указание Банка России не меняет ничего в нашем законодательстве, но дает потребителям более эффективный инструмент защиты своих прав. Имеют ли право банки и страховые компании навязывать свои услуги? Разумеется. Законы запрещают связывать предоставление одной услуги с приобретением другой. За навязывание дополнительных услуг при оформлении ОСАГО предусмотрена административная ответственность. «Однако доказать факт навязывания достаточно сложно», — говорили в ЦБ в конце прошлого года. Партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов отмечает, что доказывать факт нарушения приходится самыми разными способами. Клиенты пользовались аудио- или видеофиксацией, демонстрирующие нецелесообразность покупки страховки. «»Навязанные» страховки всегда были вне закона, поскольку нарушали права потребителя. Данный вопрос подлежал рассмотрению в суде с исследованием всех необходимых доказательств, что зачастую делало эту процедуру трудоемкой и экономически невыгодной», — утверждает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. Что такое «навязанная страховка»? Это добровольно-принудительная услуга, которую чаще всего пытаются продать банки и страховщики ОСАГО (страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (сокр). Добровольная страховка, кто хочет оформить потребительский кредит. Причем услуга может преподносится как обязательная — либо клиента вводят в заблуждение, что без страховки денег он не получит. Что стоимость страхового полиса добавляется к кредиту. Важно знать, что предоставление кредита на условиях обязательного страхования (особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей) ущемляет права потребителя и нарушает ряд законов. Но банк имеет право поднять ставку по займу, если клиент все же сумеет отказаться от навязываемых услуг. Новые правила позволяют клиентам вернуть деньги в течение пяти дней с момента оформления договора добровольного страхования. Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости. В Банке (сосуд, как правило, цилиндрической формы с широким отверстием вверху, в отличие от бутылки, с достаточно короткой и широкой горловиной либо вообще без горловины) России сообщали, что проблема навязывания страховых продуктов стала особенно актуальной несколько лет назад — как раз в период кредитного бума. «Нередко при оформлении кредита граждане даже не знали, что одновременно получают и услугу по страхованию. В большом пакете документов разобраться было нелегко, а стоимость страховки включалась в сумму кредита. В других случаях приобретение страховых услуг становилось обязательным условием заключения кредитного договора», — отмечается в материалах регулятора. При покупке полиса ОСАГО наблюдалась аналогичная ситуация. В 2014-м и в первой половине 2015 года во многих регионах страны автовладельцы могли оформить ОСАГО только с дополнительной нагрузкой в виде «добровольной» страховки от несчастного случая, страхования имущества и так далее. Иначе клиенту просто не выдавали полис. Например. Во втором полугодии 2015-го ЦБ обратил пристальное внимание на рынок ОСАГО, и ситуация несколько улучшилась. По данным Службы по защите прав потребителей и миноритарных акционеров (структура Банка России), в третьем квартале число жалоб на навязывание страховых услуг при продаже полисов ОСАГО снизилось на 67 процентов по сравнению со вторым кварталом. «Однако этот показатель все равно находится на относительно высоком уровне», — констатировали в ЦБ. Отныне страховые компании обязаны возвращать клиентам деньги за навязанное добровольное страхование. Источник: lenta.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *